Чтобы ткань играла

Вышел в свет новый номер журнала «Сцена», в котором опубликована статья «Чтобы ткань играла», посвященная костюмам, изготовленным «Скифами» для различных театральных постановок.

Статья в журнале «Сцена» № 1 за 2009 год:

Пестрые ситцевые халаты, сарафаны в аляповатых розах и маках, косынки в горошек, рубахи в крупную клетку. Одежда, в которой играют спектакль, почти как архетип гардероба сельского жителя. Все эти приталенные платья, кепки набекрень и мешковатые пиджаки настолько узнаваемы, что кажется, будто их только что достали с прилавка сельпо. Только внимательно вглядевшись, понимаешь, что они гораздо ярче и выразительней, чем то, что пристало носить обитателям алтайского села середины прошлого века. Ностальгические образы советской легкой промышленности, чуть приукрашенные, как и положено настоящему объекту ностальгии, придумала художник Виктория Севрюкова. А подходящий материал для костюмов по ее эскизам создала компания «Скифы». Именно ее специалисты отпечатали на ткани все те узоры, при виде которых у деревенских модниц того времени забилось бы учащенно сердце.

«Рассказы Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса на сцене Театра Наций критики называли одним из самых долгожданных событий сезона. Еще задолго до премьеры стало известно, что актеры, репетируя спектакль, выезжали на Алтай, в Ступки - родное село писателя. Вместе с ними была и фотограф Моника Пормале, которая делала снимки местных жителей. Почти все действие происходит на фоне их огромных портретов. Радости и горести героев десяти шукшинских рассказов актеры доносят до зрителя, сидя на простой деревянной скамье. Декораций почти нет. Единственное, что должно выдавать деревенский быт, - костюмы.

Мало чем примечательный материал, попав в руки к специалистам по печати, расцветает и обретает именно тот характер, который задумал художник. Например, становится трогательным и наивным, как это было необходимо для «Рассказов Шукшина», или обжигает своим темпераментом, как это было сделано для другого проекта Виктории Севрюковой – спектакля «Красное и черное» в Российском Молодежном Академическом театре. Актеры играют Стендаля не в классических камзолах и платьях с турнюрами, как того можно было бы ожидать, а в костюмах с четкими, геометрически выверенными углами. В самом начале спектакля герои одеты в светлое. После появления Жюльена Сореля и по мере того, как в действии все больше места занимает страсть, одежда актеров постепенно становится красной. Сперва цвета совсем чуть-чуть. Он будто капли крови на подоле юбки госпожи Реналь, потом это уже всполохи огня, которые разгораются и достигают своего апогея в ее алом пеньюаре. По ходу второго акта красные костюмы всех, кто находится на сцене, также почти неуловимо “чернеют”. Найти в продаже ткани с рисунком, который передавал бы все нюансы этой тончайшей игры цветом, было заведомо невозможно. Виктория Севрюкова создала эскизы узоров и обратилась в компанию «Скифы». Принесенные эскизы там отсканировали, рассчитали масштаб и нанесли методом фотопечати на ткань. В том, что со своей задачей «Скифы» справятся виртуозно и не подведут, Виктория была уверена: у нее уже был опыт работы с компанией в ходе создания костюмов для спектакля «Кавалеры» в театре им. Моссовета.

«Многие сценографы испытывают дискомфорт при выборе материалов и тканей, когда начинается производственный процесс. Ассортимент наших магазинов однообразен, многое недоступно в финансовом смысле», – вздыхает театральный художник Юлия Акс. Для костюмов героев комической оперы «Приключения Чипполино» на сцене музыкального театра под руководством Б. А. Покровского Юлия решила использовать ткани с яркими рисунками и огромными фотографиями овощей и фруктов. Стоит ли говорить, что в продаже такого материала попросту не существует. «Скифы» со сказочной легкостью воплотили замысел Юлии Акс в жизнь. Технологии печати, используемые компанией, существуют именно для того, чтобы театральные художники смогли заполучить ту ткань, о которой они мечтают, но приобрести которую уже отчаялись. То, что создают «Скифы», ценно и с практической точки зрения. Рисунки не теряют цвета не только после обычной стирки ткани, но и попав в химчистку. Если костюм долго лежит сложенным, на принтах не появятся изломы. Изображение не выгорает на солнце. Красители абсолютно безвредны и не вызывают ни аллергии, ни раздражения. Сублимационная печать – это возможность перенести на ткань какой угодно рисунок: от тончайших витиеватых узоров до абстрактных фигур и фотографий. Она заиграет, станет яркой и индивидуальной. «Мастера, получая от «Скифов» ткань, испытывают восторг, - рассказывает Юлия Акс. - После такого опыта художник начинает мыслить другими категориями. Он перестаёт бояться своей фантазии».